Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
Страница 1 из 11
Форум » Наш Форум! » Форум » Культура Нового времени (Культура Нового времени)
Культура Нового времени
FASdogДата: Понедельник, 23.12.2013, 22:38 | Сообщение # 1
А бля нехуя он уже почти флуде
Группа: Администраторы
Сообщений: 845
Репутация: 30
Статус: Offline
Культура Нового времени XVII в.








Новое время в истории Западной Европы охватывает XVII и XVIII столетия.Между ними имеется много общего, поскольку в этот период закладывались основы
современного мира. Вместе с тем каждое из них является вполне самостоятельным.
XVII век стал началом коренных изменений в мировой истории. XVIII век известен
прежде всего как эпоха Просвещения.
XVII столетие с полным правом можно назвать судьбоносным. В этом оно существенноотличается от Возрождения, хотя и является прямым его продолжением. Несомненно,
роль Возрождения в последующем развитии западного мира огромна. Тем не менее
основной пафос Ренессанса был направлен на отрицание Средневековья. В этом
смысле Возрождение означало прежде всего революцию в сознании.
В эпоху Средневековьяглавной и по сути единственной реальностью был Бог, который в своем абсолютном
бытии как бы растворял и поглощал бытие природы и человека. Возрождение радикальным
образом изменило ситуацию. Оно вновь восстановило, реабилитировало и утвердило
существование природы и человека. Природа теперь перестает быть всего лишь
символом, знаком или даже просто намеком на более глубокую реальность, каковой
является Бог, и вновь — как в эпоху Античности — становится действительной
реальностью, подчиняющейся своим собственным законам.
Еще больше повезло человеку. В эпоху Ренессанса происходит невиданноевозвышение и самоутверждение человека. Однако это самоутверждение происходит
главным образом в сознании и самосознании. В практическом смысле оно имеет
место прежде всего в религии и искусстве. В религии его результатом становится протестантизм, который действительно представляет собой религиюнового времени и нового человека. Однако и здесь возникшее движениеКонтрреформации, перешедшее в религиозную войну,существенно ограничило масштабы распространения новой религии.
Самые большие и глубокиеизменения произошли в искусстве. Именно в нем идеалы и ценности гуманизма
получили наиболее полное практическое воплощение. В деле возвышения и
прославления человека искусство Возрождения не знает себе равных.
В социально-политической области результаты были менее значительными. Происшедшая в Нидерландахреволюция (1566-1609) хотя и стала первой успешной буржуазной революцией, но
имела локальное значение, поскольку появившаяся в ее результате Голландская
республика смогла утвердиться лишь на части территории Нидерландов — в северных
провинциях.
В целом в эпохуРенессанса преобладал художественно-эстетический, эмоционально-поэтический
взгляд на человека и мир, на отношения между ними. Человек воспринимался как
существо совершенное и свободное, а его отношения с миром виделись
бесконфликтными и гармоническими. Однако когда в XVI в. в жизнь людей вторглись
крестьянские, религиозные и национально-освободительные войны, эпидемии чумы,
голод и другие бедствия, в их воззрениях произошли глубокие сдвиги. Прежний
оптимизм уступил место глубокому разочарованию, пессимизму и трагизму. Ярким
свидетельством тому является творчество У. Шекспира, его поворот от комедии к
трагедиям.
XVII век — в отличие отсвоего предшественника — оказался гораздо более спокойным. В нем также имели
место большие потрясения, главными из которых стали Английская буржуазная революция
(1640-1660: 1688-1689) и Тридцатилетняя война (1618-1648). Однако в целом его
можно назвать веком сосуществования и равновесия между старым и новым: между
феодализмом и капитализмом, абсолютной монархией и буржуазной республикой,
католицизмом и протестантизмом, универсальным гуманизмом и буржуазным
индивидуализмом. наукой и искусством. Вместе с тем во всех областях жизни
происходят важные события, идут глубинные процессы и утверждаются тенденции,
которые будут определять все последующее развитие западного мира.
В социально-политической области, с одной стороны, наблюдается заметное усиление феодального строя,принимающего форму абсолютной монархии, характерной для подавляющего
большинства европейских стран. Поэтому XVII в. часто называется эпохой абсолютизма.
В то же время возникшая ранее тенденция к капитализму все больше набирает силу.
Об этом свидетельствует эволюция Англии, которая в XVII столетии прошла три
стадии. В первой половине века она была абсолютной монархией, затем стала
буржуазной республикой. А после 1689 г. хотя и стала по форме вновь монархией,
но по сути укрепилась как буржуазно-капиталистическая страна.
Еще более показательнымпримером была буржуазная Голландия, которая в XVII в. стала настолько сильной и
могущественной, что увядающая монархическая Испания уже не помышляла о
восстановлении над ней своего прежнего господства. Даже во Франции, являвшейся
классической формой абсолютной монархии, последняя была далеко не абсолютной,
поскольку королевская власть в своей борьбе с феодальной аристократией
вынуждена была опираться на буржуазию.
Не менее важные и сложные процессы идут в культуре. Прежде всего XVII в. стал временем формирования национальных культур. Вследза Италией, создавшей свою национальную культуру в эпоху Ренессанса, то же самое
делают другие европейские страны. Италия при этом уступает свои ведущие позиции
в культуре Франции. В течение примерно трех столетий — с середины XVII в. и до
середины XX в. — Париж будет выступать в качестве признанной столицы мировой
культуры и искусства. Этому способствовало то обстоятельство, что в результате
Тридцатилетней войны Франция приобрела политическую гегемонию в западном мире.
Наряду с формированием национальных культур все отчетливее прорисовываются контуры единой мировой культуры. Активную роль в этомпроцессе играет европейская культура. В целом же в XVII в. Западная Европа
выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре. Раньше такие позиции
занимал Восток — прежде всего Китай.
Внутри каждой культуры продолжается ранее начавшийся процессдифференциации, в результате которого каждая область культуры становится все
более обособленной и самостоятельной, стремится к самоуглублению, самопознанию
и самоутверждению. Последствия дифференциации для разных областей культуры были
далеко не одинаковыми. Наиболее сложными и противоречивыми они оказались для религии.
На первый взгляд, роль изначение религии и Церкви в XVII в. выросли. Усилилось также религиозное
чувство. Религия вновь стала опорой общественного строя.
Однако при ближайшем рассмотренииследует признать, что это усиление было относительным — лишь по сравнению с
эпохой Ренессанса. В целом же возникшая еще в позднем Средневековье и резко
возросшая в эпоху Возрождения тенденция к секуляризации сохранилась, хотя и
несколько ослабла. Ее сохранению способствовали многие факторы. Прежде всего
сам раскол католицизма и появление протестантизма в различных его формах.
Возникший религиозный плюрализм вел к разъединению людей, к ослаблению их
единства, а вместе с этим — к ослаблению религиозного чувства. В том же
направлении действовала дифференциация культуры, благодаря которой все области
культуры становились независимыми прежде всего по отношению к религии. Религия
при этом утрачивала роль универсального, всепроницаюшего и объединяющего начала.
Она становилась в один ряд с другими явлениями культуры. Ее теснили набиравшие
силу национальный и политический факторы.
Об ослаблениирелигиозного фактора свидетельствует тот факт, что в Тридцатилетнюю войну
возникали союзы, которым не мешала противоположная религиозная принадлежность:
для борьбы с кальвинистской Голландией католическая Франция объединялась с
протестантской Англией. Принадлежность Франции и Австрии к католицизму не
мешала им воевать между собой.
Несколько умерила своюактивность инквизиция. XVI в. она закончила сожжением Д. Бруно. В XVII в. она
хотя и запретила учение Н. Коперника, но этот запрет действовал временно — с
1616 г. по 1628 г. Инквизиция также совершила суд над Г. Галилеем (1633).
однако до костра дело не дошло.
Наконец, в XVII в. былаподвергнута основательному сомнению и опровержению идея о божественном
происхождении власти. Английский философ Т. Гоббс выдвинул концепцию, согласно
которой государство является не божественным порождением, а результатом
сознательного договора между людьми.
Для других областей культуры ее дифференциация имела в основномположительные последствия. Наиболее благоприятными они оказались для науки.
См.такжеИскусство Новоговремени
 
Форум » Наш Форум! » Форум » Культура Нового времени (Культура Нового времени)
Страница 1 из 11
Поиск: