Кол-во Людей
счетчик посещений
Банеры
Статистика
сечас онлайн! 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счетчик тИЦ и PR


Особенности развития первобытной культуры.

Первой формой человеческого общества был первобытнообщинный строй. Сочетание понятий « культура» и « первобытный» у многих вызывает удивление. О чём собственно речь? Что это за культура? Где и когда она существовала? Ответ очень простой: везде, где жил человек, и всегда  в пределах человеческой истории.

Ответ аргументируется следующим образом: во- первых, первобытная культура- это самый древний тип культуры, всецело определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории. Во- вторых, первобытной, архаичной остаётся культура народов, живущих «рядом» с нами, народов которых некоторые высокомерны называют примитивными. В третьих, древнейшая культура остаётся органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.

Прошлое не умирает. Оно остаётся живыми и в живых, определяя сами формы дальнейшей жизни, через память традиций, системы духовных ценностей, миропонимание обрядами и многим другим. Сорок тысяч лет архаичной культуры не могли исчезнуть, они с нами, в нас.

Важна определенная закономерность: чем больше значение имеет жизненная ситуация (роды, похороны, брак, смерть, болезнь), тем заметнее наследие архаичной культуры, влияние ее обрядов ритуалов, символов, психологических установок и стереотипов.

Основная проблема, связанная с пониманием закономерностей начального этапа человеческой культуры, связана с самим ее характером. Подлинная первобытность отделена от нас тысячелетиями. Сознание Hоmоsаpiens  может служить скорее предметом гипотез, чем прямого изучения. Непосредственное  наблюдение возможно лишь в отношении существующих    в данное время народов, культура и мышление которых (даже наиболее отсталых) претерпела качественные изменения под влиянием современной цивилизации.

Другая трудность в понимании первобытной культуры в поразительном многообразии ее форм, которые плохо поддаются обобщениям. Речь идет о множестве самобытных культур. Каждая из них являлась возможным путем развития человечества, и судить о культурах, созданных древнейшими этносами, надо прежде всего исходя из их собственной логики, их духа. Культура аналогична живому организму и, с одной стороны должна изучаться как целостное образование, существующее само для себя, а с другой может рассматриваться как ступень эволюции целого.

Исходя из этого необходимо при рассмотрении первобытной культуры- культуры собирательства и охоты, рассматривать ее как базовую со всеми вытекающими  отсюда особенностями.

Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомогенность(однородность).

Описание и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении первобытного человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны, Жизнь собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам, регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения. Именно в этих рамках человек, чье информационное развитие(восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование их) было ориентировано преимущественно  на

внешнюю среду , природу, с помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое поведение.

Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность, которая нашла воплощение в тотемизме. На первых этапах своего развития люди гораздо лучше(чем мы теперь) чувствовали свое единство с природой, и поэтому охотно отождествляли себя с ее конкретными проявлениями. В культуре эта  индентификация приняла форму тотемизма, то есть убежденности, что каждая группа людей тесно связана с каким либо животным, реже растением-тотемом, находится с ними в родственных отношениях. Такого рода индентификация является выражением факта неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда преодолеть иррациональное поведение объекта труда- животных, поэтому они старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами.
 Синкретизм делает практически невозможным разграничение субъективного и объективного, наблюдаемого и воображаемого, домысливаемого в первобытной культуре, так как все это не рефлектируется в ней, а, напротив, однозначно переживается и воспринимается. Функционально тотемизм был способом осознания коллективом людей их единства, которое проецировалось на внешний, существенно важный или близкий им объект природы.. Возникло убеждение, что человеческий коллектив и связанный  с ним вид животных . образуют вместе общность.

Следовательно, все члены сообщества данного вида, несмотря на все различия         . тождественны друг другу. Отсюда еще одна особенность первобытной культуры- равномерность, справедливость и по отношению друг к другу в границах своего племени, и в распределении материальных ценностей.

Следующая особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет собой культуру табу(запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др.

Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи(Дж.Фрэзер, Л.С.Васильев) приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга и высокой святости оставил на обочине дороги остатки обеда, который подобрал и съел его соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях.

Еще одной характерной особенностью первобытнообщинной культуры является ее «естественный» характер. Родоплеменные, а также внутри и межобщинные отношения «естественно» возникли в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой

борьбе за свое существование. Производя необходимые средства, люди косвенным образом производят и свою материальную жизнь. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может иметь место общество-  социокультурное объединение людей. Поэтому общественное существо- есть существо производящее. Производство не просто отличительный, но основополагающий принцип первобытного человека, то есть нацеленность на практику, обеспечивающей выживаемость людей- характерная особенность первобытной культуры.

Преобразование природных объектов, материальное творчество, создание орудий труда- постоянный стержень человеческой производительной деятельности и та ее сфера, в которой наблюдается непрерывное накопление достижений и успехов. Орудия- наиболее чистый, наиболее «классический» из артефактов. Они – и самая сложная, и самая простая вещь, которая выходит из человеческих рук. Древнейшие орудия труда были настолько элементарны, что позволяет выявить еще одну характерную особенность первобытной культуры- примитивность  технологий, при помощи которых создавались материальные ценности.

Рассматривая материальную культуру первобытного общества необходимо отметить, что и средства производства, и основные предметы потребления в первобытном обществе, были собственностью коллектива. Этот принцип собственности соблюдался прежде всего в отношении пищи. Добытая членами коллектива (совместно или в одиночку) пища попадала в общий котел. И место подле него имел каждый-сильнейший, как и увечный, удачливый как и невезучий. Таким образом, и создателями , и распространителями, и потребителями являлись одни и те же люди. Это еще одна характерная особенность первобытной культуры.

Человек разумный появился на планете Земля (до сих пор нет убедительных доказательств существования подобных существ на других планетах, либо в иных, параллельных мирах) в результате биологической эволюции. Главный её итог- формирование такого её сложнейшего, тончайшего, совершеннейшего инструмента отражения и познания, как человеческий мозг. Каждый живой организм имеет органы ощущения, что помогает ему адаптироваться  в окружающей среде ( в противном случае при резких переменах тот или иной вид или даже род вымирает). Но только человек получил от природы дар перерабатывать воспринимаемую информацию, делать умозаключения и обобщения, приспосабливаться к окружающему миру и преобразовывать, приспосабливать к своим потребностям отдельные элементы его.

Приспосабливая к своим потребностям окружающий мир, человек стал создавать культуру. Материальную культуру первобытного общества можно рассмотреть на основе палеолитического технологического способа производства, который подразделяется на несколько этапов. Не следует забывать, что технологические ритмы того периода были на несколько порядков продолжительнее во времени, чем сейчас, и достаточно полных и достоверных данных об их содержании, временных и пространственных границ нет.

Переход дальнего предка современного человека от спорадического использования подвернувшихся под руку камней или палок при охоте или при защите от диких зверей к систематическому изготовлению орудий труда из дерева, камней, костей и использованию этих орудий при охоте и собирательстве можно с полным основанием назвать палеолитической революцией, крупнейшим общетехническим переворотом на заре формирования человека. Собирая плоды, коренья, охотясь на животных с помощью примитивных орудий руда- камней, палок- первобытный человек научился обрабатывать гальку, камни, куски дерева, придавать им необходимую форму и использовать как орудия труда.

В развитии палеолитического способа производства можно выделить несколько крупных этапов. Древнейшему из них, соответствовавшему начальному этапу нижнего палеолита, отвечает галечная культура- грубо обработанные гальки миндалевидной формы, один край которых оббит несколькими сколами: такие гальки найдены в Олдовайском ущелье в Восточной Африке ( олдовайская культура), в других районах африканского материка в самых древних отложениях.

Следующий этап в развитии нижнего палеолита называют шелльским периодом (в селении Шелль во Франции найдены ручные рубила из камня). С помощью шелльских рубил и остроконечников можно было охотиться на диких животных или защищаться от них, разделывать туши, выкапывать съедобные растения.

Переход к среднему палеолиту ( эпоха мустье) характеризовался дальнейшим прогрессом орудий труда. Ручные рубила уменьшаются в размерах, часто изготавливаются из отщепов, появляются листовидные наконечники., острия различных типов, которые использовались в составных орудиях и оружии, например, в метательных копьях. Типичное орудие мустье- скребло имело многолезвийные формы. Мустьерские орудия многофункциональны: они служили для обработки дерева и шкур, для строгания, резания и даже сверления.

Переход в верхнему палеолиту(40-10 тыс. лет тому назад) характеризуется изобретением копья и копьеметалок, костяных наконечников копий и гарпунов, каменных топоров и резцов. Прогрессивным явлением в материальной культуре периода мезолита(10-7 вв. до н.э) стало изобретение лука и стрелы, многократно повысившего производительность труда охотников и ставшего боевым оружием, а также широкое использование микролитов- каменных орудий, которые изготовлялись из мелких пластин или отщепов и использовались в качестве наконечников копий, стрел, метательных дротиков, гарпунов. Начали появляться орудия ранних земледеьцев- мотыгообразные орудия и каменные ступы. В рыболовстве применяли челны и сети .Начинается изготовление керамических сосудов. Человек мезолитического времени впервые изобрел сеть, лодку, весла, крючок с бородкой – все необходимое для ловли рыбы. В мезолите были одомашнены дикие животные. Первым домашним животным была собака.

В неолите  осваивалась новая техника изготовления орудий из камня с использованием шлифовки и полировки, полого сверла, жатвенных ножей и сербов; изготавливались керамические сосуды из обожженной  глины. Наряду с кремнем, обсидианом, костью, рогом применялись более прочные и трудно поддающиеся обработке породы камня- нефрит, жадеит Следующий этап  в развитии материальной культуры относится к периоду  . энеолита и начала бронзового века . Ее главным содержанием стало освоение производства орудий труда, оружия и предметов сбыта из металлов-меди и золота, а затем и бронзы.

Таким образом, в тяжелейшей борьбе человека с природой усложнялись и совершенствовались орудия труда, проходя путь развития от дубин и грубо оббитых кусков камня к луку и стрелам, шлифованным каменным топорам, изделиям из кости, к использованию металлов, изобретению примитивных станков.

Современная техника не могла бы существовать без простейших механических приспособлений: рычага, клина, основой для которых явились палка-копалка и ручное рубило.. Постепенно люди перешли от использования естественных пещер к сооружению искусственных разнообразных жилищ. Материалом для жилищ служили ветви, жерди, кора, шкуры, войлок, широкие листья, солома, тростник, кости животных, дерн, дерево ,глина, камень, позже кирпич, вначале высушенный, затем обожженный.

Первые жилища были без перегородок, дверей и окон. Вначале мебели никакой не было, спали на полу, подстилая циновки, шкуры, подкладывая под голову вместо подушки деревянную подстилку. Нары и мебель появились позднее. Американские индейцы спали в гамаках. Домашняя утварь изготовлялась из ветвей бересты, бамбука, скорлупы кокосового ореха, тыквы, дерева, глины, кожи.

Изготовление жилищ, одежды, обуви, домашней утвари связано непосредственно с развитием домашних ремесел в виде обработки дерева и древесной коры, выработки кож, плетения. Средством передвижения служили вначале лодки, сани, лыжи, позже повозки с колесами, изобретенные людьми Древнего Двуречья, а в некоторых странах в бронзовом веке.

Прогрессивное историческое развитие было бы невозможно без сохранения опыта во всех сферах деятельности людей. Накопленные усилиями рода, племени знания передавались старшим поколениям младшему посредством обучения, носившего общественный характер.

На рубеже среднего и нижнего палеолита человек изобрел способ добычи  огня с помощью трения. Первобытные общины получили возможность не только готовить пищу, но и использовать огонь в технологических процессах( при изготовлении деревянных орудий, а в дальнейшем- при выплавке металлов), сохранять тепло в жилищах, спасаться от холода в холодное время суток и года, осваивать неблагоприятные для проживания территории, защищаться от диких зверей, готовить участки земли под посевы при подсечно-огневом земледелии.

Изготовление металлических орудий труда и утвари было техническим достижением, знаменовавшим новое качественное изменение в области господства человека над окружавшей его средой. Металлические орудия гораздо более ценные и прочные, чем каменные орудия и во много раз эффективнее каменного в борьбе как против животных, так и против своих врагов- других людей. Создание наборов медных., а затем бронзовых орудий позволило перейти к ирригационному земледелию, прежде всего  в долинах крупных рек в нижней части Нила и Ефрата /4 тыс. до н. э./, Инда/ с середины 3 тыс./ Был дан толчок к проявлению ремёсел и их дифференциации  

- изготовлению медных и бронзовых орудий труда, оружия, золотых украшений, металлической утвари, добыче и выплавке руд, кузнечному делу, изготовлению повозок с металлическими ободьями, строительству лодок, гребных, а затем и парусных судов, сооружению дворцов, храмов, величественных статуй и усыпальниц. Открылась возможность систематически производить прибавочный продукт, что в дальнейшем привело к разложению первобытного общества на классовое общество.

Итак, рассматривая материальную культуру первобытного общества сквозь призму структуры культуры, можно судить, что элементов материальной культуры крайне мало- это примитивные орудия труда, домашняя утварь, жилища. Но все эти элементы материальной культуры послужили основой дальнейшего развития материальной культуры в классовых обществах.

Наряду с развитием материальной культуры развивается и духовная культура первобытного общества. Как уже было отмечено, первобытный человек передавал свои практические знания из поколения в поколение через язык. Осмысленная последовательность, которая характеризует действия человека, объясняется тем, что он осознаёт своё желание формулируя и тем самым рационализируя их в слове и словом. Словесное определение своих потребностей и желаний делает возможным для человека действовать сообразно своим целям вплоть до их достижения даже тогда, когда желание перестаёт быть непосредственным стимулом к действию. Вербализация, затем интеллектуальное основание своих потребностей и реакций легко приняли устойчивые символические формы. Так появились устойчивые феномены культуры. Они стали новыми сильными стимулами деятельности, укреплявшими уверенность человека в необходимости продолжать последовательные усилия. Иной путь- попытка действовать бессистемно, методом бесконечного перебора случайных проб и ошибок- закрыл бы человеку дорогу к проникновению в суть вещей.

Так началась история культуры. Однажды возникнув, язык приобретает самостоятельность, начинает развиваться по своим внутренним законам. Поэтому на развитие языка почти не влияют последующие сознательные усилия или искусственные преобразования, для языков не существует ни соглашений, ни законодательных собраний. Их нельзя отменить как мешающую конституцию, чтобы ввести новую. Особенно это касается той рациональной формы, без которой слова не были бы языком, грамматики, логические формулы которой и предопределяют рациональные возможности сознания.

Языковые различия и и вызывали различия в познавательных процессах, а следовательно, порождали закономерным образом особые многообразие форм духовной культуры на первом этапе развития общества. Именно этот фактор и позволяет говорить о всех культурах, как о равноположенных элементах духовной жизни человечества. Можно ли при подобном выводе говорить об эволюционных этапах в развитии культуры или об её всеобщих закономерностях? Можно. При всём разнообразии форм и структур у различных языков есть и некоторые общие свойства, относящиеся к логической сфере.

Человек давал имя предметам, и оно становилось их символом. Это имя начинало жить самостоятельной жизнью. Оно постепенно влияло на отношение к поименованному предмету, на объяснение его природы и отношений к другим предметам, определяя на свой лад суть именуемого, человек тем самым определял и свою собственную суть.

Такова исходная точка любой культуры. Затем накапливался опыт, человек получал всё больше возможностей классифицировать и интерпретировать. Логика этой деятельности зависела не только от реальных отношений вещей, но и от соотношения их знаков в языке. Практические познания людей отражены в мифах- раннем мировоззрении людей, мир для первобытного человека был живым существом. Эта жизнь проявлялась в "личностях”- в человеке, звере, растении, в каждом явлении, с которым человек сталкивался, - в ударе грома, в незнакомой лесной поляне, в камне, неожиданно ударившем его, когда он споткнулся на охоте. Эти явления воспринимались как своеобразный партнёр, обладающей своей волей, "личностными” качествами, а переживание столкновения подчиняло себе не только связанные с этим поступки и чувства, но, не в меньшей степени, и сопутствующие мысли и объяснения.

Итак, человек сталкивается с бытиём окружающего мира и целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение вовлечены в него в той же мере, что и интеллектуальные способности. Каждое событие обретает индивидуальность, требуя своего описания и тем самым объяснения. Так рождается миф. Рассказывая мифы, древние люди использовали принципиально отличающиеся от привычных нам методов описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа играло метафорическое отождествление. Например, современный человек говорит, что атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы Ближнего Востока, наблюдая подобное событие, внутренне переживал его совершенно иначе. Им на помощь прилетела долгожданная птица Имдугуд, покрыло небо чёрными грозовыми тучами и пожрала Небесного быка, чьё горячее дыхание спалила посевы. В этом рассказе /мифе/ главное- то единство, с которым переживается реальное взаимодействие древнего человека и сил природы. Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует своё понимание истинной сущности бытия, то есть миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики первобытного человека.

Мифология представляла собой как бы философию истории первобытного общества, мировоззрение которого, по сути дела, носило мифологический характер. Но в духовно- концептуальной и познавательной сферах жизни этого общества не меньшую роль играли ранние формы религии: тотемизм, магия, фетишизм и анемизм.

О времени появления религиозных представлений судят в основном по захоронениям умерших. Науке известно около двадцати ранних погребений. Располагались они в пещерах, служивших жильём целой группе людей. Умершие помещены в неглубоких, нечётко очерченных ямах в полу пещер, со слегка подогнутыми коленями, в позе спящего на боку. Сверху труп засыпался землёй и камнями. Костяки, как правило, ориентированы по сторонам света- по линии восток- запад, то есть с учётом движения солнца.

Неоспоримые материалы о религиозных верованиях относятся к позднему палеолиту. 

Следует также отметить, что в первобытном обществе появляется один из важнейших элементов духовной культуры- мораль.

Как мы уже отмечали выше табу-один из важнейших понятий, связанных с первобытной культурой. Это слово применяется для обозначения особого рода состояний, в которых могут находится люди и вещи, а также обозначения самих людей и вещей, оказавшихся в этом состоянии. Смысл термина связан с запретом совершать определённые действия и запретом самих запретных действий, вещей и состояний. Важнейшая особенность табу, отличающая его от других ограничений и запретов, состоит в том, что этот запрет ничем не мотивируется и ничем не обосновывается.

Существование табу необходимо предполагает наличие скрытой опасности, которая остаётся потенциальной до тех пор, пока табу соблюдается. Как только оно нарушается опасность из потенциальной автоматической превращается в реальную, проявляется и нередко угрожает гибелью, причём чаще всего не только нарушителю, но и всему сообществу. Табу порождено опасностью, поэтому оно всегда связано с чувством страха. Его нарушение нарушает ужас. Соблюдать табу- единственное средство избежать опасность. Функциональная сущность табу состоит, таким образом, в нейтрализации в реальной существующей, но неведомой опасности.

Вполне понятен вывод современной психологии, что у первобытного человека не была развита способность рефлексии. Под последней понимается высокая форма теоретической мысли, самопознания, постижения божественности бытия, которые были выработаны в древнегреческой философии. Понятие рефлексии не приложимо к мышлению человека каменного века. Однако это мышление создало изобразительное творчество- механизм, регулирующий, не только поведение человека, но и развивающий способность к связной речи, графической деятельности, обобщению и образно- символическому отражению мира. Благодаря этому человек осознаёт свою сопричастность окружающему миру и находит своё место в нём. Изобразительное творчество вершина первоначальной синтетической деятельности человека, "схватывающего” законы окружающего мира.

Нужно отметить что наукой до сих пор не решён вопрос о происхождении искусства. Важно одно. Ещё вызывает сомнение, что художественная деятельность существовала на всех этапах первобытной культуры. Следовательно, искусство являлось постоянным способом её реального бытия, что позволяет с определёнными основаниями говорить о биопсихологических корнях искусства, о полуинстинктивной потребности человека украшать и раскрашивать себя и своё жилище, придавать привлекательную /для себя/ форму предметам. О врождённых основаниях этой потребности говорит её необыкновенная устойчивость, а так же то наслаждение, которое даёт людям занятие почти любой формой художественной деятельности.

Искусство появилось в месте с человеком , так как художественная деятельность является ограниченной потребностью его психики, она связана с особенностями мира его восприятия и врождёнными формами творческой активности. Искусство не было обособленной частью древней культуры, оно было универсальным средством бытия всех её элементов, способом их объективизации и основным средством их прямого воздействия на людей. Это связано с той особенностью первобытной культуры, о которой уже говорилось, с её синкретическим характером, с неразделённостью её основных элементов. Поэтому древнейшее искусство неотделимо от мифологии, магии, ритуалов и т.п.

В древнейших ритуалах уже использовались элементы скульптуры и живописи /маски, статуи, нательные росписи, наскальная живопись, рисунки на земле/, музыка, пение, речитатив, театральная организация действия. Отсутствие же предметов " чистого” искусства не означает отсутствие декоративных элементов в традиционном искусстве. Эстетическое начало проявлялось в резном и цветном орнаменте. Чувство ритма выражалось в сочетании скульптурных объёмов, в сложном композиционном решении, в создании фантастических образов. Каково бы не было магическое назначение масок и статуэток, степень их воздействия определялась художественной убедительностью так как сами по себе эти формы не могли быть”узнаны” поскольку не существуют в природе.

Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико- религиозным. Самыми первыми произведениями такого рода были рисунки, изображавшие руки /чаще левые/, что служило знаком обладания и магической власти над данной территорией. На Востоке изображение женской левой руки до сих пор прикрепляют к радиатору автомобиля, "на счастье”.

В целом первобытное искусство было младенческим, оно не знало пространства, воздуха, в нём много условностей. Первобытный художник, изображал условно части тела человека /глаза, руки и т.д./, целое с помощью схематического перечисления его частей/ изображение птицы в виде отдельных перьев, предметы в действительности невидимые, но присутствие которых в определённом месте ему было известно /рыб под водой/. Этот художественный принцип сохранился в некоторых раннеклассовых обществах Древнего Востока, например в Египте.

Культурно- историческое значение первобытного искусства состоит в том, что  оно представляет собой первые образцы изобразительного творчества человека. Изображения носили воспитательный и повествовательный характер.

Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски. Первобытные танцы в большинстве своём подражательные, представляют собой воспроизведение ритма трудовой деятельности.

Первобытные люди создали все виды музыкальных инструментов: ударные: /из кости, дерева или натянутого куска кожи/, струнные или щипковые/ прототипом для них была тетива лука/, духовые из полого дерева и трубчатой кости. Особенно широкое применение имели барабаны и трещотки.

Очень рано у первобытных людей развивается фольклор- наряду с мифами легенды, сказки, песни, эпос, загадки, пословицы.

В первобытном обществе возникают и первые зачатки научных знаний и письменности. Знания первобытный человек накапливал в результате наблюдений за окружающей природой в процессе труда. Об уровне знаний первобытных людей мы можем судить только на основании этнографических данных.

Самая ранняя форма письменности появилась к концу родового строя. Называлась она пиктографией /лат. Picture нарисованный, греч. Grade- пишу / и представляла собой условные рисунки на коже, коре, дереве, кости, камне. Особенно широко пиктография была распространена у индейцев Северной Америки. Из этого вида письма в последствии развилось иероглифическое письмо. Пиктографии предшествовал язык звуковых и немых сигналов. К звуковым сигналам относятся удары по барабану. Немыми сигналами являлись шнурки с узлами, пометки на деревьях и других предметах, загнутые в определённом направлении деревьев.

С помощью изобретённого письма говорилось о предметах , действиях, событиях. Письмо являлось средством выражения мысли, устного языка. Письменных языков меньше, чем бесписьменных.

Завершая данную лекцию, необходимо отметить следующее. В первобытном обществе функционирует триада- родовой строй, миф и изобразительная деятельность. С разложением первобытного общества  на смену этой триаде приходит новая: государство, религия и письменность, происходит смена мифа религией, включающей в себя моральный момент. Однако во всех религиозных системах, рождённых мифами каменного века, сохраняется комплекс основных идей древнейшего мифа.

В целом можно сказать, что первобытнообщинная социокультурная система характеризуется, на сколько об этом можно судить на современном уровне знания, поразительной однородностью социальных структур, одним и тем же набором типов деятельности, высокой степенью "похожести” в плане духовной культуры различных человеческих отношений. С разложением первобытного общества начинается процесс многолинейного развития мировой истории, появляются разнообразные социокультурные системы ,о  чем мы будем говорить на последущих лекциях.




Категория: | Автор: FASdog | Дата добавления: 28.03.2024
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Скачай
    Minecraft
Чат
Stream
Stream by FASdog